1-Г класс Дергаевской школы №23Четверг, 28.03.2024, 13:04, | RSS
Вы вошли как Гость
Группа "Гости
Приветствую Вас Гость$
Каталог статей | Рекомендации родителям | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Страничка классного руководителя [2]
Страничка классного руководителя
Методические материалы [2]
Методические материалы и разработки, подготовленные классынм руководителем
Внеурочная деятельность [2]

Форма входа

Статистика

Главная » Статьи » Наша классная! » Методические материалы

Выступление на ШМО-27.12.2017
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос организации работы с текстами на уроках литературного чтения при помощи эффективных технологий.
Ключевые слова: текст, ученик, чтение, анализ, приемы, усвоение, поиск, представление, результативность, умозаключение, книга, опыт, материал, объем, информация.
Обучая своих учеников, я только создаю условия, в которых они сами учатся». Современный урок–это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу.
Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90–100% того, что делает сам. Поэтому для себя я выделила несколько моментов современного урока: взаимодействие учеников друг с другом, учитель-координатор получения знаний; урок, на котором каждый ученик учится с интересом; урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов; урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.
Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем)
Информационные технологии и их методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе.
Как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование? Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.
Возможные причины: современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу, учебные пособия содержат довольно большой объем материала, образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.
Работа с текстом является одной из основных задач на любом уроке. Не достаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.
Виды чтения:
Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения:
1. Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
2. Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте.
3. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
4. Познакомиться со структурой текста.
5. Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста. Знакомство с оглавлением.
6. Использовать аннотации к текстам.
Я начинаю изучение нового текста с чтения фамилии автора, дети дают сводку о его творчестве, далее читаем заглавие, рассматриваем иллюстрации. Высказываем свои предположения о теме произведения, о героях, содержании, развитии и действий. Дети читают ключевые слова, которые вычленяются из текста заранее и записываются мною на доске, ставлю перед детьми задачу проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать. Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:
1. Учащиеся читают текст по абзацам.
2. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
3. Выделение важной информации.
4. Определять главное можно в процессе чтения текста.
5. Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ?–мне не понятно или !–это интересно.
Я при работе с текстом, использую комментированное чтение. Комментарий должен быть кратким и динамичным. В ходе чтения дети помечают непонятные слова. После прочтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или необходима помощь толкового словаря. Изучающее чтение – наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой). Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
1. Выделение смысловых частей читаемого текста.
2.Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
3.Выделение ключевых слов текста походу чтения.
4.Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
5.Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
6.Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как вовремя, так и после чтения текста.
7.Составление суждений учащихся.
8.Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
9. Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного. Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется самим учителем, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.
Я считаю, чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо: тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей, четко ставить задачи перед учащимися, ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию; не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.
Эти приемы действенны еще и потому, что они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.
Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов даёт возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Приемы помогают учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность обучения. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Список литературы
1.Вахтеров В.П. На первой ступени обучения [Текст]: Учебно-методическое издание.–М., 1910.
2.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах [Текст] // Творческая лаборатория учителя. Нач. шк.–М.: Просвещение, 1991.
3. Карельская Г. Растим говорунов [Текст]: Методическое пособие для педагогов и родителей.–М.: Дрофа, 2007.
4. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в начальной школе [Текст]: Учебно-методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
5. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]: Учебно-методическое издание (Мастерская учителя); практикум для учащихся: 1–4 классы.–М.: Вако, 2007.
6. Клименок В. Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем) [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6284_metody_raboty_s_tekstom (дата обращения: 27.11.2018).
Категория: Методические материалы | Добавил: EvseevaOV (17.02.2021)
Просмотров: 83
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Домашнее задание
Электронный журнал


Русский язык [370]Математика [306]
Чтение [243]Окружающий мир [128]
Английский язык [139]ИЗО [0]

Дни рождений

ФЕВРАЛЬ

28.02 Рогова София


Поиск


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz